KPI (Key Performance Indicator) – это показатель достижения успеха в какой-либо деятельности, своеобразное мерило фактически достигнутых результатов. На русский язык термин переводится, как «ключевой показатель эффективности» (КПЭ). С его помощью можно оценивать работу персонала и компании в целом. Однако, если будет неправильной оценка эффективности, то могут возникать некоторые проблемы в работе компании…
Перечислим их и поговорим о том, как их избежать.
1. Неправильно рассчитанные плановые результаты достижений сотрудников и размер премиальных.
Иногда случается так, что KPI работы некоторых сотрудников показался руководству весьма высоким, им выплатили бонус, который «съел» всю прибыль от их эффективной работы. Чтобы не попасть в такую абсурдную ситуацию, нужно перед тем, как пообещать сотрудникам премию за конкретные цифры достижений, проанализировать данные предыдущих периодов и спрогнозировать эти цифры. К примеру, можно рассчитать, какую премию вы бы заплатили людям по итогам прошлого года, когда еще не внедрялась новая система оценки.
2. Применение оценочных показателей к сотрудникам независимо от их должностных обязанностей.
Например, если применить показатель «превышение планового уровня ФОТ холдинга» к оценке работы директора по персоналу компании, то он будет часто оставаться без премии. Ведь периодически возникает необходимость приема новых сотрудников в фирму сверх плана, а такие вопросы уже решает гендиректор, а не директор по персоналу. Таким образом, если сотрудник в силу своих должностных обязанностей не может влиять на некоторые показатели оценки эффективности его труда, от применения к нему этого показателя нужно отказаться, но вменить его тому, кто на него влияет.
3. Оценка сотрудника по такому показателю эффективности, который он сам для себя не может просчитать.
Например, в торговой точке директор установил сотрудникам, отвечающим за ассортимент товара, оценочный показатель «рентабельность продаж». Сами сотрудники просчитать его не могли, так как им не сообщалась закупочная стоимость товара. Следовательно, и в такой ситуации люди не в состоянии повлиять на вмененный им показатель. Поэтому дирекция не должна применять к ним такой критерий оценки.
4. Руководители компаний отказываются устанавливать для себя КПЭ.
Некоторые хозяева бизнеса отказываются от оценки эффективности своего труда, объясняя это тем, что отчитываться им не перед кем. Но система оценки внедряется не для формальной отчетности, а для повышения производительности труда всей компании и каждого сотрудника в отдельности. Поэтому для точности расчетов важна оценка вклада каждого члена коллектива.